Словарь терминологии морских перевозок
ALL
"Все включено" - означает, что стоимость перевозки включает все дополнительные сборы, предусмотренные условиями перевозки. Например, если речь идет о фрахт на условиях CY/CY, это означает, что в ставку, кроме фрахта, погрузки и выгрузки, также включены все сопутствующие расходы, такие как BAF, CAF и т. д.
B/L
Коносамент - договор перевозки, документ, подтверждающий факт принятия груза перевозчиком к морской перевозке и обязательство передать его грузополучателю в порту назначения, ответственность перед перевозчиком за правильность заявленных в коносаменте сведений несет отправитель. Коносамент сопровождает груз при перевозке. Оригинал коносамента является товаро-распорядительным документом.
BAF
Бункерная надбавка - дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от стоимости топлива на международном рынке.
BOOKING NOTE
Заявка на перевозку - используется для резервирования места и тары, информация, указанная в заявке, не является основой для заполнения коносамента, после подачи заявки заявитель принимает на себя обязанности предоставить груз к указанному сроку.
CAF
Валютная надбавка - дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от изменения курса валют.
COC
Контейнер перевозчика, стоимость использования контейнера включается во фрахт.
CONSIGNEE
Получатель - лицо, которому передается груз в месте назначения.
CUT OFF TIME
Контрольное время завоза груза на терминал и оформления соответствующих документов на рейс.
CY
Контейнерный терминал - 1. Место хранения контейнеров перед/после их дальнейшей отправкой. 2. Условие перевозки при отправлении/прибытии - означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки от/до CY; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до CY (фрахт, погрузка/выгрузка с судна, размещение на CY).
DC
Сухой контейнер/стандартный контейнер - тип контейнера.
DEMURRAGE
Демередж - денежное возмещение, уплачиваемое контейнеровладельцу (линии) за использование контейнера после истечения нормативного (бесплатного) времени, предусмотренного условиями контейнеровладельца (линии) в договоре морской перевозки либо иными соглашениями, для осуществления таможенного оформления и организации вывоза контейнера из порта, а также (если условиями линии не предусмотрен детеншен ) для доставки груза на склад получателя и возврата порожнего контейнера на терминал, указанный контейнеровладельцем (линией). Демерредж исчисляется с даты прихода судна в порт и по дату отгрузки контейнера из порта, либо по дату возврата порожнего контейнера на терминал, указанный владельцем контейнера.
DETENTION
Детеншен - денежное возмещение, уплачиваемое контейнеровладельцу (линии) за использование контейнера после истечения нормативного (бесплатного) времени, предусмотренного условиями контейнеровладельца (линии) в договоре морской перевозки либо иными соглашениями, для осуществления доставки груза из порта на склад получателя. Обычно исчисляется с даты отгрузки контейнера из порта и по дату сдачи порожнего контейнера на терминал, указанный линией.
DOOR
Доставка до двери - условие перевозки при отправлении/прибытии - означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки до/от входных дверей/склада отправителя/получателя; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до входных дверей/склада отправителя/получателя.
DROP-OFF CHARGE
Сбор за возврат контейнера, принадлежащего перевозчику, в месте отличном от места назначения, указанного в коносаменте перевозчика.
ETA
Предполагаемая дата прибытия.
ETD
Предполагаемая дата отхода.
FCL
Полная загрузка контейнера одним отправителем в адрес одного получателя.
FEEDER
Фидер - судно/линия, обслуживающие порты удаленные от главных транспортных узлов.
FEU
Эквивалентен объему сорокафутового контейнера.
GRI
Дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, устанавливается в соответствии с тарифной политикой линейной конференции, носит, как правило, сезонный характер.
HC
Хай Кьюб - контейнер повышенной вместимости.
IN-BOND
Не прошедший таможенную очистку (о товаре).
LCL
Частичная загрузка контейнера, в одном контейнере следует груз нескольких отправителей в адрес нескольких получателей.
MOTHER VESSEL
Крупнотоннажное линейное судно, обслуживающее порты с большим грузооборотом.
OT
Опэн топ - тип контейнера.
POD
Порт выгрузки.
POL
Порт погрузки.
RF
Рефрижераторный контейнер.
SHIPPER
Отправитель - лицо, фактически или номинально предоставляющее груз к перевозке, а также направляющее инструкции перевозчику.
SHIPPING REQUEST
Инструкции по отправке груза - являются основой для заполнения коносамента.
STUFFING
Стафировка - загрузка контейнера.
TEU
Эквивалент объема двадцатифутового контейнера.
THC
Терминальная обработка груза - первоначально - любые услуги терминала по обработке груза: погрузка/выгрузка с судна, перемещение в штабель, выставление для производства работ и т. д. В настоящее время в практике сложилось следующее понимание данного термина - услуги по обработке груза, оплату которых в соответствиями с обычаями порта производит отправитель, если это порт отправления (oTHC), или получатель, если это порт назначения (dTHC).
TKL
Условие перевозки при отправлении/прибытии - означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки от/до перегрузочного оборудования в порту отправления/назначения; стоимость перевозки включает кроме фрахта погрузку/выгрузку с /на судно, не включает подвоз/отвоз к /от перегрузочного оборудования. Данные условия перевозки часто используются в портах, контейнерные терминалы (CY) в которых удалены от линии причальной стенки и доставка до/с места погрузки /выгрузки является дополнительной операцией.
TRANSHIPMENT
Трансшипмент - смена в транзитном порту судоходной линии для доставки из/в порт не обслуживаемый линией напрямую.
WAY BILL
Накладная - договор перевозки, также как и коносамент - документ, подтверждающий факт принятия груза перевозчиком к морской перевозке и обязательство передать его грузополучателю в порту назначения, ответственность перед перевозчиком за правильность заявленных в коносаменте сведений несет отправитель. Накладная сопровождает груз при перевозке. В отличие от коносамента накладная не может быть товарораспорядительным документом.
FIFO - Free in/out (без погрузки и без выгрузки - ставка дается только на морской фрахт, без учета погрузки в порту отправления и выгрузки в порту назначения.);
FIOS - Free in/out (тоже самое)
FILO - Free in/Liner out (без погрузки, но с выгрузкой - ставка включает морской фрахт и выгрузкув порту назначения, но не включает поргрузку в порту отправления. Идентичны условиям FOB в терминах Инкотермс.);
LIFO - Liner in/Free out (с погрузкой, но без выгрузки - ставка включает погрузку в порту отправления, морской фрахт, но не включает выгрузку в порту назначения.);
LILO - Liner in/out (в погрузкой и выгрузкой - ставка сключает погрузку в порту отправления, морской фрахт и выгрузку в стране назначения.).